Репродуктивные технологии

Заявление Общества православных врачей Санкт-Петербурга им. свт. Луки (Войно-Ясенецкого)

14.04.2021

Аппарат Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви предложил к обсуждению проект документа «Этические проблемы, связанные с методом экстракорпорального оплодотворения». Проект данного документа был внимательно изучен экспертами Общества православных врачей Санкт-Петербурга им. свт. Луки (Войно-Ясенецкого). Совокупное мнение специалистов в отношении проекта документа «Этические проблемы, связанные с методом экстракорпорального оплодотворения» таково: принятие этого документа в текущей редакции, может породить серьезные нравственно-этические проблемы и фактически будет означать, что Церковь принимает технологию, о медицинской и духовно-нравственной пользе которой нет единства мнений даже в научном сообществе («Союз педиатров России осудил суррогатное материнство и поддержал многодетность», 26.02.2020 г. интернет-источник https://www.interfax.ru/russia/696723). Так называемое «ЭКО без гибели эмбрионов» в реальности не достижимо и в любых случаях связанно с психическим, физическим и духовным ущербом здоровью женщины, практически гарантированной инвалидизацией и/или гибелью зачатых детей. Считаем, что условия принятия, предлагаемые к обсуждению, с юридической и организационно-медицинской точки зрения не реализуемы, что связанно с особенностью медицинских стандартов применения вспомогательных репродуктивных технологий. Заявления о том, что ЭКО в естественном цикле может быть без гибели или существенного повреждения эмбрионов вызывают обоснованные сомнения. Кроме того, в настоящее время не существует полноценных научных исследований здоровья детей, рождённых с помощью ЭКО и здоровья женщин, подвергнувшихся протоколам, со статистическими и продолжительными наблюдениями в отложенном периоде, с участием нескольких поколений. Учёные-генетики связывают нарушения здоровья ЭКО-детей с воздействием гормонов и антибиотиков находящихся в культуральной среде (среда, где находится эмбрион первые 3-5 дней), что создаёт генетические аберрации (ошибки, мутации), которые накапливаются, провоцируют рост атипичных клеток, что может являться триггером ранней детской онкологии. Вмешательство человека в генетическую природу человека подвергает плод риску гибели или рождения с отклонениями по здоровью. ЭКО-беременности, создавая генетические накопленные изменения и поломки в аппарате ДНК, порождают накопления мутаций, передающихся по наследству, которые бы не возникли естественным образом, что может быстро привести человечество к генетическому коллапсу. Глобально ЭКО толкает нас к генетическому редактированию, исправлению ДНК поломок, возникающих при конструировании эмбриона, (начало этому положено в виде предимплантационного генетического скрининга, направленного на отбор жизнеспособных эмбрионов), это прямой путь к селективности и общественной сегрегации общества. Это новая евгеническая социальная конструкция. При низкой эффективности ЭКО репродуктивные потери ЭКО (гибель плодов человека) составляют от 60 до 75% в зависимости от возраста и проведённой предимплантационной диагностики, то есть выбора эмбриона класса «А», только 10 % придут до назначенного срока родов без осложнений. Это связано с сопутствующим комплексом метаболических, генетических и эпигенетических изменений, качеством гамет (половых клеток родителей) - все это обуславливает повышенный риск невынашиваемости и врождённых аномалий в сравнении с детьми, рождёнными от естественных беременностей (Приложение 1). С морально-этической стороны при ЭКО нарушаются права женщины, нарушаются права ребёнка, намеренная инвалидизация женщины и ребёнка, убийство на этапе отбора (генетического скрининга). В случае без скрининга - высокий процент гибели эмбриона в процессе вынашивания плода, ребёнка, преждевременные роды, угроза развития болезни ребенка ЭКО (Приложение 2). Православная научная общественность, включая православных врачей, в подавляющем большинстве, не приемлет лечебные методики, связанные с использованием репродуктивных технологий, в частности ЭКО и суррогатное материнство, называя эти технологии наносящими вред здоровью женщин и будущих поколений. В связи с этим любые изменения позиции церковно-общественных структур, выходящие за рамки Основ социальной концепции Русской Православной Церкви, принятой Архиерейским собором Русской Православной Церкви в 2000 г. («Этические проблемы, связанные с методом экстракорпорального оплодотворения») могут восприниматься негативно и способствовать росту взаимного недоверия в церковной среде. Это необходимо учитывать и в связи с ростом социальной напряженности, порождаемой событиями, связанными с пандемией COVID-19. Председатель Правления Общества православных врачей Санкт-Петербурга им. свт. Луки (Войно-Ясенецкого), д.м.н., профессор протоиерей Сергий Филимонов Правление Общества православных врачей Санкт-Петербурга им. свт. Луки (Войно-Ясенецкого) Приложение 1. «Известно, что 50% эмбрионов, полученных в условиях invitro имеют генетическую аномалию. Это число увеличивается до 80% у пациенток старше 40 лет. Предимплантационная генетическая диагностика или скрининг (ПГС) увеличивает вероятность родить живого ребёнка с первой попытки ЭКО: 59% против 24% без ПГС. При ПГС риск самопроизвольного аборта составляет 2,7% при этом риск прерывания беременности без ПГС составляет 39 %» (Пицхелаури Е.Г., Стрижаков А.Н., Тимохина Е.B., Белоусова В.С., Богомазова И.М., Гарина А.О. Здоровье детей после вспомогательных репродуктивных технологий: вероятные риски и возможные осложнения. Акушерство, гинекология и репродукция. 2018. - Т. 12, № 3). Приложение 2. В научной статье «Новые методологические подходы в культивировании и молекулярной диагностике эмбрионов человека» сделан следующий вывод: «Культивирование эмбрионов invitro является неотъемлемым этапом программ вспомогательных репродуктивных технологий. Применение современных высокотехнологичных методик отбора гамет и эмбрионов позволяет выбрать эмбрион, имеющий наиболее высокие шансы на имплантацию. Целью вспомогательных репродуктивных технологий является рождение одного здорового ребёнка. В связи с этим задачами клинической эмбриологии является создание, внедрение и использование в практической медицине методик, позволяющих проведение скринигов, позволяющих определить наиболее компетентные для рождения здорового ребенка эмбрионы. Применение новой уникальной технологии непрерывного видеонаблюдения TimeLapse позволяет оценить индивидуальные особенности морфодинамики и морфокинетики каждого развивающегося эмбриона. Благодаря непрерывной микроскопии invitro удается зафиксировать основные события раннего клеточного дробления, формирование бластоцист. Другой вид скрининга, который в последние годы приобретает все более широкое применение в медицине – это генетический скрининг на анеуплоидии эмбрионов. По данным разных авторов, уровень анеуплодий в развивающихся эмбрионах inVitro составляет до 70%». (Шурыгина О.В., Щелочков А.М., Сараева Н.В., Кулакова О.В., Юлдашева С.З. Новые методологические подходы в культивировании и молекулярной диагностике эмбрионов человека. Вестник новых медицинских технологий. 2018.-Т. 25, № 4).

Инвалиды из пробирки

21.10.2014

Казалось бы, ребенок из пробирки — выход для множества семей, которые хотят, но не могут иметь детей. По статистике, каждая 7—8-я пара в России бесплодна: по данным ВОЗ, такой уровень считается критическим. И если еще несколько лет назад диагноз “бесплодие” означал фактически приговор, то сегодняшнее развитие медицины дает шансы многим женщинам обрести материнское счастье. С прошлого года государство даже предоставило бесплодным семьям возможность воспользоваться технологиями искусственного оплодотворения за бюджетный счет.   И тем не менее немало специалистов считают этот способ опасным. Недавно главный педиатр страны, вице-президент РАМН Александр БАРАНОВ сделал сенсационное заявление: российское правительство делает ошибку, финансово поддерживая технологии экстракорпорального оплодотворения (ЭКО). И привел данные мировой статистики, по которым после использования ЭКО значительно возрастает риск рождения ребенка с пороками. По данным Баранова, 75% детей “из пробирки” — инвалиды.

Подробнее...

Прот. М. Обухов. Суррогатное материнство. Пастырский подход

22.02.2014

Необходимость обсуждения проблемы суррогатного материнства была вызвана, во-первых, последовательной либерализацией российского законодательства, легализующего коммерческую услугу по продаже «материнства», во-вторых, вниманием СМИ к этой теме в последние месяцы.Ничего нового в отношении Церкви к искусственному вынашиванию детей с последующей их продажей и сдаче материнской утробы в аренду нет. Принятый документ - не первое заявление. Ему предшествовали обращения Церковно-общественного совета по биоэтике, Общества православных врачей, многочисленные публикации в церковных СМИ, а также официальная позиция Русской Православной Церкви, изложенная в Основах социальной концепции. Церковь считала и продолжает считать суррогатное материнство нравственно недопустимой репродуктивной технологией. Подобной точки зрения придерживаются другие конфессии: не только Ватикан, но даже и относительно либеральная Лютеранская Церковь сравнивает эту технологию с проституцией. Серьезные ограничения вплоть до полного запрета действуют в большинстве стран Евросоюза.

Подробнее...

Вспомогательные репродуктивные технологии: проблемы и перспективы

15.06.2012

Ляуш Л. Б., старший преподаватель кафедры биомедицинской этики РНИМУ им. Н.И. Пирогова

Подробнее...