12.02.2012

Кодекс профессиональной этики православного врача

 24 января 2012 года в ходе работы XX Международных Рождественских чтений в Синодальном Отделе по церковной благотворительности и социальному служению был принят Кодекс профессиональной этики православного врача России, в разработке которого приняли участие члены ОПВР (Общества православныз врачей России) и ЦОС по БМЭ МП (Церковно-общественного совета по биомедицинской этике при Московсой Патриархии).

Раздел I. Общие положения

Раздел II. Взаимоотношения  «врач и пациент»

Раздел III. Взаимоотношения медицинских работников («врач и врач»)

Раздел IV. Врач и научно-исследовательская деятельность 

Раздел V. Врач и общество.

 

 

  Раздел I. Общие положения 

 

 1.1. Православный врач  – это врач-профессионал православного вероисповедания, который осознает христианский смысл болезней и здоровья человека,  важность своего призвания, направленного на сохранение жизни. 

 

1.2. Профессиональная этика  православного врача основывается на Священном Писании и Предании Церкви, а также на соборных  документах Русской Православной Церкви -  «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», «Основы учения Русской Православной Церкви о   достоинстве, свободе и правах человека».

 

 1.3. Православный врач посвящает свою жизнь  воплощению Евангельских идеалов любви, милосердия, сострадания и служению страждущему человеку.

 

 1.4. Профессиональная работа православного врача требует постоянного самосовершенствования, повышения уровня своих медицинских знаний, умений и врачебного мастерства ради спасения и самоотверженного служения на благо человека.

 

  Раздел II. Взаимоотношения  «врач и пациент» 

 

2.1. Отношение православного врача  к пациенту изначально ориентировано на помощь,  поддержку пациента и заботу  о нем.

 

2.2. Православный врач готов к оказанию медицинской помощи любому нуждающемуся  в различных обстоятельствах с одинаковым старанием и терпением независимо от  благосостояния, социального положения, возраста, национальности, вероисповедания и убеждений пациента.

 

2.3. Православный врач  направляет лечение больных к их пользе, соблюдает их права и интересы, не разглашая  доверенные сведения даже после их смерти.

 

2.4. Православный врач уважает честь и достоинство пациента, проявляет доброжелательное и терпеливое отношение к нему и его близким.

 

2.5. Православный врач  не  участвует  в действиях, связанных с преднамеренным лишением жизни пациента, даже по его просьбе или просьбе его близких.

 

2.6. Православный врач оказывает  нравственную поддержку пациенту, находящемуся при смерти, облегчая физические и духовные страдания умирающего.

 

2.7.  По просьбе пациента или его близких православный врач содействует приглашению к пациенту священнослужителя.

 

2.8. Православный врач, не отказывая больному в помощи, вправе не проводить  тех видов медицинского вмешательства, которые противоречат его нравственным принципам. 

 

2.9.  Православный врач может  работать в медицинских учреждениях разных форм финансирования. В своей профессиональной деятельности он исходит из традиций христианского   врачевания (Мф. 10, 8 -10). 

 

2.10. Православный врач не вправе препятствовать пациенту, решившему доверить свое дальнейшее лечение другому специалисту.

 

  Раздел III. Взаимоотношения медицинских работников 

 

3.1. Православный врач поддерживает  честь и благородные традиции отечественной медицины и медицинского сообщества.

     

3.2. Православный врач с благодарностью и уважением относится  к   своим учителям, помогает им в их делах и нуждах.

 

3.3. Православный врач строит свои отношения с коллегами в соответствии с Евангельскими заповедями об отношении к ближним.

 

3.4. Православный врач, не подрывая авторитета коллег, должен исходить из пользы больного, руководствоваться христианскими принципами врачевания, а не  корпоративными интересами. 

 

3.5. Критика православным врачом действий коллег должна быть доброжелательной, конструктивной и определяться защитой интересов больного.

 

3.6. Православный врач анализирует врачебные ошибки своих коллег доброжелательно и беспристрастно.

 

3.7. Православный врач бескорыстно передает свои знания, умения и опыт врачевания коллегам и ученикам.

 

3.8. Православный врач в интересах больного обращается за советом к товарищам по профессии и сам  не отказывает им в совете и помощи.

 

  Раздел IV. Врач и научно-исследовательская деятельность 

 

4.1. Православный врач добросовестно изучает медицинские науки и способствует их развитию.

 

4.2. Православный врач  никогда не будет использовать свои научные знания в ущерб здоровью и безопасности пациента и (или) общества.

 

4.3. Православный врач полагает, что интересы науки и общества не могут превалировать над интересами  человека.

 

4.4. Православный врач не должен участвовать в медицинских экспериментах или клинических испытаниях лекарственных средств с участием человека без получения его добровольного  согласия.

 

4.5. Православный врач не применяет  новые биомедицинские технологии без достаточных оснований и соблюдения баланса вреда и пользы для пациента.

 

  Раздел V. Врач и общество. 

 

5.1. Деятельность православного врача  осуществляется в интересах человека и на благо общества.

 

5.2. Православный врач осознает, что от его профессиональной деятельности зависит доверие общества к врачебному сообществу, безопасность человеческой жизни, стабильность моральных отношений в обществе.

 

5.3. Православный врач должен  действовать таким образом, чтобы привести национальное законодательство в сфере охраны здоровья в соответствие с принципами христианской этики.

 

5.4. Православный врач должен осознавать свою ответственность перед  обществом по вопросам общественного здоровья. Если состояние пациента представляет угрозу для  общества,  то лечение применяется с учетом интересов окружающих, с уведомлением об этом пациента.

 

5.5.  Православный врач, понимая важность патологоанатомических исследований, не допускает пренебрежительного отношения  к мертвому телу и надругательству над ним.

 

5.6. Православный врач имеет моральное право не участвовать в изъятии органов и (или) тканей с целью их трансплантации после смерти человека при отсутствии его прижизненного согласия в соответствии с его религиозными и моральными убеждениями.

 

5.7. Учитывая роль врача в обществе, православный врач должен принимать посильное участие в преодолении  таких социальных явлений, как  насилие в семье, жестокое обращение с детьми и пожилыми людьми. Православный врач не должен участвовать в действиях, унижающих достоинство человека. 

 

5.8. Православный врач имеет моральное право отказаться от проведения операции по прерыванию беременности и стерилизации пациентов в соответствии со своими религиозными и моральными убеждениями, даже в условиях законодательной разрешенности таких медицинских вмешательств.

 

5.9. Православный врач имеет моральное право не участвовать в процедурах, связанных с искусственным оплодотворением  в соответствии со своими религиозными и моральными убеждениями, даже в условиях законодательной разрешенности таких медицинских вмешательств.

 

5.10. Православный врач должен осознавать свою ответственность за действия, связанные с геномом человека. Генная терапия применяется с учетом интересов пациента и его родственников, с подробным согласованием всех заинтересованных сторон, только в терапевтических целях, исключая какие-либо евгенические задачи.

 

5.11. Православный врач обязан сохранять свою профессиональную независимость, участвуя в экспертизах, судах,  консилиумах, комиссиях, консультациях, и отклонять попытки административного, политического, силового давления при оказании помощи больным и прежде всего заключенным, военнослужащим, руководителям высшего ранга, прибегая к юридической и общественной защите.

 

                           Кодекс профессиональной этики православного врача принимается свободно и исполняется по совести и с достоинством. 

 

 

 3.04.2012.