Новости

Сборник «Православие и проблемы биоэтики» (2020)

03.02.2020

                 К XXVIIIМеждународным Рождественским образовательным чтениямЦерковно-общественный Совет по биомедицинской этике подготовил очередной  Сборник «Православие и проблемы биоэтики».        Вмире постепенно складывается утилитарно-инструментальное отношение к человеческой жизни, которое проявляется как в повсеместной легализации абортов, так и в отношении в репродуктивных клиниках к человеческому эмбриону как к расходному материалу.В современной России количество абортов приняло угрожающий для демографического суверенитета страны характер, а в понятийный аппаратрепродуктологовпрочно вошло понятие «избыточные эмбрионы».        Как относиться к подобным достижениям с точкизрения христианской этики и как относится к ним Православная Церковь? Накакие критерии должны опираться профессиональные медицинские работники,мирянеисвященники в тех морально неоднозначных ситуациях, когда необходимо сделать выбор, принять решение о лечении? Как защититьсяот деструктивного воздействиянекоторых новых биомедицинских технологийналичность врача и пациента?Каковы ответы Церкви на сложившийся и непрестанно расширяющийся комплекстакихэтических проблем современной биомедицины, как:

Подробнее...

Нидерланды накрыла мода на смерть

21.01.2020

  Нидерланды стали мировой столицей самоубийств, совершенных с врачебной помощью. Однако за происходящим скрываются злоупотребления на грани криминала и массовые манипуляции статистикой. Практика эвтаназии поставила перед голландским обществом и врачами массу весьма неудобных вопросов – прежде всего этических. Добровольный уход из жизни с помощью врача практиковался в Нидерландах еще задолго до принятия в 2002 году нашумевшего закона об эвтаназии. Суды регулярно принимали решения в пользу докторов, делавших пациентам смертельные инъекции. В середине 90-х эвтаназию стали делать даже психически больным пациентам по их просьбе.  В 2002 году закон об эвтаназии был принят. Страна сразу оказалась впереди планеты всей – такого либерального подхода к самоубийствам до сих пор нет ни в одном государстве. Эвтаназию может требовать для себя любой гражданин страны, если ему или ей исполнилось 12 лет. Если пациенту от 16 до 18 лет, его родители будут поставлены в известность о его решении, но их мнение ни на что не повлияет. До 16 лет требуется разрешение родителей на процедуру. В отличие от других стран, практикующих эвтаназию, в Нидерландах ее применяют не только к смертельно больным людям, действительно испытывающим невыносимые боли. Поводом к ассистируемому уходу из жизни могут стать любые неопределенные «физические или психологические страдания» – определение их степени целиком зависит от врача и пациента. Кроме того, эвтаназии могут быть подвергнуты психически больные люди – даже если их диагноз предполагает, что они не полностью осознают, что делают. Эвтаназия практически бесплатна – ее стоимость входит в стандартную медицинскую страховку, которая есть у каждого голландца. Закон снимает с медиков практически всякую ответственность за смерть пациента. С 2002 года не было ни одного случая уголовного преследования доктора за эвтаназию. Тысячи врачей по всей стране помогают людям уходить из жизни, не задумываясь о том, как это согласуется с клятвой Гиппократа. За последние годы добровольные самоубийства удивительно быстро вошли в моду. Нидерланды стали мировой столицей «туризма» с целью эвтаназии, перехватив лидерство в этой области у чересчур дорогой Швейцарии. Сами голландцы в массовом порядке стали составлять завещания, в которых требовали, чтобы в случае, если они заболеют Альцгеймером или деменцией и перестанут осознавать происходящее, родственники обеспечили бы им эвтаназию. Как ни странно звучит, но добровольный уход из жизни стал своего рода предметом престижного потребления. Главными фанатами эвтаназии и сторонниками ее массового внедрения являются люди, принадлежащие к самым состоятельным стратам общества. Несмотря на всю риторику о том, что неотъемлемым правом человека является право на достойный уход из жизни, в реальности массовая эвтаназия выглядит устрашающе. В прошлом году мировые СМИ обсуждали казус Ноа Потховен. 16-летняя девушка, страдавшая тяжелой формой анорексии, требовала, чтобы ей разрешили эвтаназию. Психиатры вынесли вердикт, что ей нужно подождать с этим до 21 года и закончить курс лечения. Ноа стала активно бороться за право подростков на эвтаназию и выпустила книгу, в которой рассказала о своем трудном детстве. По ее словам, в 11 лет она пережила сексуальные домогательства, в 14 – изнасилование. Впоследствии эти травмы привели ее к затяжной депрессии. После череды заявлений на эвтаназию, отказов и апелляций Ноа все-таки сумела уйти из жизни. Это не была официальная эвтаназия со смертельной инъекцией. Девушка просто уговорила своих родителей и врачей прекратить кормить ее внутривенно. «Они решили отпустить меня,» – написала она в своем последнем посте в Instagram. Отказавшись от еды и питья, Ноа скончалась 2 июня 2019 года в возрасте 17 лет. Сегодня в стране фиксируется около шести с половиной тысяч случаев эвтаназии в год. Интересно, что они вообще не упоминаются в статистике самоубийств. Традиционным способом уходят из жизни меньше двух тысяч человек в год – только они и попадают в отчеты. Благодаря этой подтасовке Нидерланды отлично выглядят во всех мировых рейтингах по числу суицидов. Еще около 32 тысяч смертей в год, по сути, не являются естественными. Они вызваны тем, что в какой-то момент родственники или врачи просто отключают пациента, находящегося в бессознательном состоянии, от поддерживающей терапии. Причина смерти впоследствии описывается как «обезвоживание» или «истощение». Разумеется, эти отключения тоже ни в какую статистику не попадают и убийствами не считаются. В сумме каждый год в Нидерландах примерно 40 тысяч смертей оказываются «неестественными» – это или эвтаназия, или отключение. Это более четверти всех смертных случаев в стране. В последнее время даже ко многому привыкшие голландские врачи стали испытывать некоторые сомнения в допустимости такой либеральной трактовки закона об эвтаназии. С 2002 года эвтаназию применили к десяткам детей возрастом от 12 до 17 лет. Американский психолог Скотт Ким в своем эссе описывает историю совершенно здоровой женщины, которой обеспечили эвтаназию, потому что она на протяжении года не могла справиться со своей скорбью об умершем муже. Дело в том, что продолжительная скорбь входит во влиятельную методичку под названием «Мировая классификация болезней». Несмотря на то, что каждый отчет о проведенной эвтаназии рассматривается «тройкой» медиков, в которую обязательно входит специалист по биоэтике, этические вопросы к организаторам этой процедуры становятся все более сложными. В интервью журналистам газеты «Гардиан», затеявшим расследование этого вопроса, голландские медики упоминали жуткие случаи из своей практики. Например, все чаще граждане, написавшие завещание с просьбой об эвтаназии в случае душевной болезни, начинают сопротивляться, когда родственники вызывают к ним специалистов. Один доктор рассказывал, как престарелую пациентку, пытавшуюся отказаться от эвтаназии, родственники связали и держали, пока доктор делал ей инъекцию. Другого старика подвергла эвтаназии его жена, хотя он, заболев деменцией, испугался своего решения и явно отказывался умирать. В 2016 году много шума наделала история родителей Элько де Гойера. Их сыну было 38 лет, он был физически здоровым, но умственно отсталым мужчиной, и страдал целым набором психических заболеваний. Родители фактически уговорили сына согласиться на эвтаназию и подали от его имени соответствующее заявление. Несколько докторов отказались делать Элько смертельную инъекцию – они полагали, что он находился под влиянием своих родителей и не понимал, о чем просит. Тогда его родители обратились в клинику под названием «Конец жизни». Это крупнейшее учреждение в стране, активно продвигающее эвтаназию для всех категорий населения. Ее специалисты берутся за самые сомнительные с точки зрения традиционной морали случаи. Перед смертью Элько был весел и даже шутил с врачом, который пришел сделать ему инъекцию. После его эвтаназии про его родителей написали голландские газеты, те по-настоящему прославились. Газеты напечатали сотни писем читателей. Подавляющее большинство авторов поддерживало де Гойеров. «Голландское Общество добровольной эвтаназии» – вдохновители и спонсоры клиники «Конец жизни» – назвало гибель их сына «образцовым примером идеальной эвтаназии». Принятие закона об эвтаназии сопровождалось многотысячными митингами его противников. Сегодня на их сторону готовы перейти даже многие врачи, в реальности столкнувшиеся с этой странной практикой. Однако у эвтаназии есть и свое влиятельное лобби. В том же «Голландском Обществе добровольной эвтаназии» состоит сегодня 170 тысяч человек – больше, чем в любой политической партии Нидерландов. Общество регулярно проводит многочисленные собрания, митинги и конференции. Его считают одной из влиятельнейших «групп по интересам» в стране. Большинство его членов – это верхушка среднего класса, самые состоятельные, профессионально успешные и образованные люди страны. Они выступают за эвтаназию практически без ограничений. Всячески поддерживают добровольный уход из жизни страховые компании. Одна эвтаназия стоит им всего 3 тысячи евро. Тогда как многолетний уход за безнадежно больным стариком обошелся бы в десятки и сотни тысяч. Выгода очевидна. Впрочем, уход из жизни можно сделать еще проще и дешевле. Два года назад министерство юстиции и министерство здравоохранения Нидерландов вышли с совместной законодательной инициативой – обеспечить каждого жителя страны старше 70 лет бесплатной «таблеткой смерти». Эту пилюлю гражданин мог бы получить и принять без всяких консультаций с врачом. Пока законопроект заморожен. Однако учитывая прогрессивную репутацию Нидерландов, есть реальные опасения, что стране удастся открыть и это окно Овертона. Источник <https://vz.ru/world/2020/1/13/1017738.html>

ДО САМОЙ СУТИ. ТРАГЕДИИ СУРРОГАТНЫХ МАТЕРЕЙ

19.12.2019

Выносила, родила - и отдала. Своего ребенка - чужим родителям. Или - чужого ребенка - его родителям?! Ясно одно: подписала договор о полном отказе от собственных прав на дитя, которое до этого девять месяцев носила в утробе. Это - суррогатная мать. Суррогатное материнство входит в России в моду - об этом нам радостно сообщают глянцевые журналы. Почему же Церковь называет суррогатное материнство морально недопустимым?

НЕМНОГО ОБ «ИЗБЫТОЧНЫХ ЭМБРИОНЧИКАХ»

16.12.2019

   Последние две недели были ознаменованы необычным событием, прошедшим мимо тех, кто в период Рождественского поста перестал смотреть телевизор. Автор и бессменный ведущий телепрограммы «Вести недели» Дмитрий Киселев обратился к Церкви и обществу с предложением подискутировать на такие темы, которые Церковью уже с начала тысячелетия в определенной мере осмыслены, а позиция сформулирована в официальных документах. Речь идет об ЭКО (экстракорпоральном оплодотворении) и так называемом «суррогатном материнстве», когда женщине-донору подсаживают для вынашивания полученный искусственным методом (in vitro) эмбрион, биологическими родителями которого являются совершенно другие люди.  

Подробнее...

Словарь по биоэтике

25.11.2019

                          Словарь по биоэтике (И.В. Силуянова) содержит основные термины и понятия по дисциплине "Биоэтика", обеспечивающие формирование общепрофессиональных компетенций: способности реализовывать моральные и правовые нормы, этические и деонтологические принципы в профессиональной деятельности врача и медицинского специалиста. 

Подробнее...

Заявление Церковно-общественного совета по биомедицинской этике Московской Патриархии «О вспомогательных репродуктивных технологиях»

22.11.2019

В 2000 году в «Основах социальной концепции Православной Церкви» в разделе, посвященном биоэтическим проблемам, четко оговорено, что «расширяющееся технологическое вмешательство в процесс зарождения человеческой жизни представляет угрозу для духовной целостности и физического здоровья личности». В дальнейшем Церковно-общественный совет по биомедицинской этике неоднократно детально обсуждал суть нравственных проблем, связанных с развитием вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ). На основании детальной аргументации принимались Заявления Совета, где обосновывалась не совместимость методов ВРТ, и в частности экстракорпорального оплодотворения и переноса эмбриона (ЭКО и ПЭ) с нравственными чувствами христиан.

Подробнее...

Кто и зачем оправдывает ЭКО?

22.11.2019

АНДРЕЙ РОГОЗЯНСКИЙ Одно из самых странных и противоречивых достижений современной медицины – технологии «делания детей» invitro, в пробирке. С одной стороны, шаг вперёд и возможность влиять на процессы, связанные с зарождением нового человека. С другой – срывание покровов тайны с, пожалуй, что наиболее трепетного аспекта, «святого святых» человеческого существования; расставание с простотой и естественностью, с поэзией чувств матери, когда она в первый раз понимает, что несёт у себя под сердцем ребёнка, и сообщает об этом своему мужчине – будущему отцу. Обстановка репродуктивной клиники имеет мало общего с романтикой. Экстракорпоральное оплодотворение совершается под гул приборов, в стерильной атмосфере, в фокусе мощных микроскопов и ультразвуковых сканеров. Его опутывают пучки проводов и освещают прожектора и отблески хирургического никеля. Когда очередная «подсадка» крошечного эмбриона длинной иглой в материнское лоно оказывается успешной, это становится завершением многомесячного, а, случается, что и многолетнего изматывающего марафона. Впрочем, праздновать рано, ведь впереди новые тревоги и хлопоты. «Дети пробирки» - по-особенному нежные и хрупкие существа, и никто из врачей, содействовавших началу беременности, не поручится за дальнейшее её течение до момента появления на свет здорового малыша.

Подробнее...

В Москве состоялось очередное заседание Церковно-общественного совета по биомедицинской этике

20.11.2019

19 ноября 2019 года в приходском доме храма святителя Митрофана Воронежского в Петровском парке г. Москвы председатель Церковно-общественного совета по биомедицинской этике (ЦОСБ), председатель Синодальной богослужебной комиссии кандидат медицинских наук митрополит Петрозаводский и Карельский Константин возглавил очередное заседание Совета. Церковно-общественный совет по биоэтике ведет деятельность по следующим направлениям: защита жизни от ее начала, защита традиционной семьи, репродуктивные технологии, генная инженерия, медицинская этика, защита прав пожилых людей, трансгуманизм.

Подробнее...

Документы

Деятельность

Библиотека